Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
ГБПОУ НСО
"Новосибирский автотранспортный колледж"

Новости     

Все новости
  • 24 декабря 2020

    ПАРАДОКСЫ ПАМЯТИ

    По материалам книги И. Корсакова «Наедине с памятью»

    Люди по-разному относятся к своей памяти. Одни считают, что им здорово повезло, другие - что не очень, третьи подчас смотрят на свою непутёвую партнёршу, как на большую и пожизненную неудачу. И почти всем - и первым, и третьим - хочется лучшего. Но как этого добиться?

    Один из способов улучшить память состоит в том, чтобы обучиться чему-то вроде технологических приёмов, позволяющих вам, во-первых, говорить с памятью на более удобном для неё языке, а, во-вторых, не предлагать ей то, что лично вашей памяти не по вкусу. Информация, как пища, может быть приготовлена по-разному.

    Что такое наша память? Для справки сошлёмся на Энциклопедический словарь, который говорит, что память - это "способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения".

    Что такое хорошая память? И что такое плохая?

    На память жалуются часто, но никто не жалуется на ум (во всяком случае на то, что его мало досталось). Памяти же не хватает чаще всего именно потому, что ум мы редко подключаем к её работе.

    Если же говорить о хорошей и плохой памяти, то вне зависимости от характеристик индивидуальной памяти имеет смысл говорить о ней, как о хорошей, тогда, когда память не мешает нам. Так, о хорошем сердце говорят: "Я его не чувствую". Но это приблизительно. Память существует как раз в проявлении себя, в воспроизведении своих следов, хотя человек сплошь и рядом и воспроизводит материал, не осознавая того, что он обращается к памяти. Тая вот тогда, когда память удобна, как хорошо пригнанная ноша, когда она всегда готова предложить всё необходимое, ничего не упустив и не добавив лишнего, - тогда о памяти можно говорить как о хорошей. Или даже как об очень хорошей.

    Мы не требуем от памяти, чтобы она хранила всё, но хотим, чтобы она не теряла нужного. Отклонения как в сторону усиленного, так и затруднённого забывания свидетельствуют о несовершенстве памяти.

    Как нам научиться запоминать нужную информацию?

    Для этого существуют мнемотехники. Например, многие люди телефонный номер набирают, как 35-35-130, а не как 3535130 (три миллиона пятьсот тридцать пять тысяч сто тридцать). Это уже мнемотехника, поскольку информация организована. "Парадокс нашей памяти" заключается в том, что мы запоминаем всё и навсегда, сами того не замечая. Запоминаем, а вспомнить не можем. Формально возможности нашей памяти почти безграничны. Об этом можно прочитать едва ли не в каждой популярной книжке о памяти.

    Известно, что объём памяти человека на несколько порядков превышает объём памяти современных вычислительных машин. Но воспроизвести подобное количество информации возможно только в специальных условиях.

    Куда же девается это богатство в реальной жизни? Почему мы забываем, к примеру, выполнить элементарную просьбу - купить масла или хлеба в магазине. Парадокс… По каким-то причинам мы, поглощая некоторые виды информации, не запоминаем, игнорируем их. Наша деятельность по запоминанию является как бы имитацией запоминания. Причин может быть много: субъективное неприятие информации (она безразлична или вызывает отрицательное отношение), перекрытие информации другой, более важной, что иногда приводит к так называемой рассеянности.

    Запоминание, таким образом, требует определённой настроенности. И, кроме того, некоторой предрасположенности к данному виду информации. Можно сказать, что совершенства работы памяти необходимо добиваться не просто упражнением, но упражнением, соответствующим вашим склонностям и способностям.

    Каковы они, особенности вашей памяти? Всмотритесь, вслушайтесь в себя. Память многолика. "Сколько голов, столько и умов". Это относится и к памяти.

    История изучения памяти насчитывает века. Наукой накоплен огромный и разнообразный материал.

    Человек может иметь феноменальную музыкальную память и неспособен запомнить номер телефона приятеля. Люди с хорошо развитой зрительной памятью заучивают письменные тексты лучше, чем воспринятые на слух. Воспоминание всплывает у них в виде зрительного образа. Человеку с моторным типом памяти для улучшения запоминания текст надо записать самому. Мастер, про которого говорят: "золотые руки", известный спортсмен - это люди с развитой моторной памятью. Артисту балета надо обладать и моторной, и музыкальной памятью. Разные виды памяти обычно компенсируют друг друга. У слепых, как правило, хорошая осязательная память.

    Почему же усиление одного вида памяти соседствует с ослаблением другого? Не конкурируют ли эти специалисты по запоминанию разной информации, работающие в нашем мозгу? Если это так, то, значит, информацию мы обрабатываем по нескольким каналам, и эти каналы неравномерно широки.

    Если рассмотреть отдельно взятый канал, то легко обнаружим, что его работа тоже содержит в себе некие внутренние противоречия.

    Мы иногда не можем вспомнить то, что знаем абсолютно точно. Более того, чем больше стараешься ухватить забытое, которое только что буквально на языке вертелось, тем дальше оно прячется, чтобы потом вдруг явиться откуда-то из потайного уголка.

    Эмоциональная окраска материала способствует его запоминанию. Мы долго помним обиды. С детства храним неповторимые мгновения радости. Мы на долгие годы запоминаем улочки городов или лесные дорожки, если с ними было связано что-то значимое, важное для нашего сердца.

    Неинтересный и кажущийся ненужным материал запомнить бывает очень трудно. Внимательный студент, например, может заметить, что трудный, неподдающийся экзаменационный курс усваивается именно тогда, когда у человека появляется эмоциональное отношение к нему. Во всяком случае, не вызывает сомнения, что эмоции нужны для запоминания.

    Существует мнение, что наиглавнейшим условием запоминания является направленная мыслительная работа с материалом. Вместе с тем некоторые виды информации требуют буквального или дословного запоминания. В таких случаях особое место занимают мнемотехнические приёмы, которые доступны для освоения каждому.

     

    Материал подготовила педагог-психолог Л.А. Залесская




Возврат к списку




Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать колледж лучше?