Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
ГБПОУ НСО
"Новосибирский автотранспортный колледж"

Новости     

Все новости
  • 30 октября 2025

    «БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ ОДНОГРУППНИКАМИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ. СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

    22 и 23 октября в колледже педагогом-психологом для студентов 1 курса был проведен мастер-класс «Барьеры общения между одногруппниками в студенческой группе. Способы их преодоления».

    Современная жизнь студента наполнена множеством ситуаций, в которых приходится вступать в активное взаимодействие с сокурсниками. Этот процесс порой осложняется целым рядом факторов, создающих невидимые, но ощутимые преграды в общении. Возникают недопонимания, раздражения, отчуждение, что мешает полноценному обучению и успешному сотрудничеству в учебном пространстве. Решение проблемы эффективно организовать посредством мастер-классов с использованием элементов тренинга.

    Барьеры общения — это внутренние и внешние факторы, мешающие установлению продуктивного взаимодействия между членами группы. Такие барьеры бывают психологического, социального и культурного происхождения. Среди распространённых видов выделяют:

    Наиболее распространенными барьерами считаются следующие:

    - барьер характера,

    -барьер акцентуации характера,

    -барьер темперамента,

    -барьер отрицательных эмоций,

    -барьер манеры общения,

    -барьер речи,

    -идеологические барьеры,

    -социально-психологические барьеры,

    -информационно-познавательный барьер.

    Именно в студенческой жизни часто встречаются такие барьеры, когда ребята находятся в особой среде, где важны сплочённость и сотрудничество. К примеру, совместные проекты требуют координации усилий, принятия согласованных решений, распределения ролей. Если между однокурсниками существуют коммуникативные барьеры, эффективность командной работы снижается, что отрицательно сказывается на итоговом результате.

    Негативные последствия наличия барьеров:

    o   Потеря мотивации учиться вместе.

    o   Конфликтные ситуации.

    o   Сложности с формированием доверительных отношений.

    o   Отсутствие поддержки в сложных жизненных ситуациях.

    Таким образом, знание методов преодоления барьеров общения существенно улучшает атмосферу в группе и увеличивает шансы успешно обучаться в студенческой группе.

    Цель данного мероприятия заключалась в формировании практических навыков эффективной коммуникации между студентами, обучении методикам снятия барьеров общения и повышении уровня социально-психологической компетентности.

    I этап: Теоретический блок

    Краткое введение в понятие «барьеры общения», классификация и примеры реальных ситуаций.

    II этап: Студентам предлагалось выполнить упражнение в процессе, которого ребятам нужно было представиться и рассказать короткую историю о каком-нибудь опыте совместного решения задачи с группой друзей.

    III этап: Диагностика коммуникативных барьеров

    Используя «Тест оценки психологических барьеров» автора Е. П. Ермолаевой студенты с помощью педагога-психолога постарались определить, какие именно барьеры мешают лично им в общении с одногруппниками.

    IV этап: на 4 этапе педагогом-психологом использовались следующие техники снятия барьеров

    Участники выполняют упражнения и задания, направленные на развитие эмпатии, активного слушания, ясного выражения своих потребностей и желаний, отработку приемов разрешения конфликтных ситуаций.

    Примеры упражнений:

    - Игра "Перестройка" педагог-психолог называет студентам какой-то признак, а они в соответствии с ним строиться в один ряд.

    o   Ролевая игра «Рисунок в тишине»: практикуется грамотное выражение эмоций и чувств, проявление лидерских качеств.

    o   Упражнение «Два автобуса»: Студенты разбиваются на две команды. Участники выстраиваются в две шеренги друг напротив друга на расстоянии 1,5 - 2 метров. Психолог объясняет задание. «Представьте себе, что вы со своим другом находитесь в разных автобусах. Вы не слышите, друг друга, а можете только видеть. Ваша задача – не пользуюсь словами, а только жестами, передать другой команде следующую информацию: «Мы идем на концерт в шесть вечера».

    V этап: Подведение итогов

    Освоенные методы позволят участникам быстрее адаптироваться к новым условиям, эффективнее сотрудничать с одногруппниками, улучшать собственный эмоциональный фон и уменьшать уровень стресса. Ребята научатся самостоятельно разрешать мелкие споры и наладить дружеские отношения с товарищами по учёбе.

    Применение полученных навыков позволит повысить мотивацию к обучению, увеличить успеваемость и развивать необходимые компетенции для будущей профессиональной деятельности.

    Такой подход к решению проблемы значительно повысит уровень удовлетворённости процессом обучения и сделает пребывание в колледже приятным и комфортным опытом.

    Материал подготовила преподаватель спец.дисциплин Рольгайзер Н.М.




Возврат к списку




Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать колледж лучше?