Новости
-
30 октября 2025
«БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ ОДНОГРУППНИКАМИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ. СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»
22 и 23 октября в колледже педагогом-психологом для студентов 1 курса был проведен мастер-класс «Барьеры общения между одногруппниками в студенческой группе. Способы их преодоления».
Современная жизнь студента наполнена множеством ситуаций, в которых приходится вступать в активное взаимодействие с сокурсниками. Этот процесс порой осложняется целым рядом факторов, создающих невидимые, но ощутимые преграды в общении. Возникают недопонимания, раздражения, отчуждение, что мешает полноценному обучению и успешному сотрудничеству в учебном пространстве. Решение проблемы эффективно организовать посредством мастер-классов с использованием элементов тренинга.
Барьеры общения — это внутренние и внешние факторы, мешающие установлению продуктивного взаимодействия между членами группы. Такие барьеры бывают психологического, социального и культурного происхождения. Среди распространённых видов выделяют:
Наиболее распространенными барьерами считаются следующие:
- барьер характера,
-барьер акцентуации характера,
-барьер темперамента,
-барьер отрицательных эмоций,
-барьер манеры общения,
-барьер речи,
-идеологические барьеры,
-социально-психологические барьеры,
-информационно-познавательный барьер.
Именно в студенческой жизни часто встречаются такие барьеры, когда ребята находятся в особой среде, где важны сплочённость и сотрудничество. К примеру, совместные проекты требуют координации усилий, принятия согласованных решений, распределения ролей. Если между однокурсниками существуют коммуникативные барьеры, эффективность командной работы снижается, что отрицательно сказывается на итоговом результате.
Негативные последствия наличия барьеров:
o Потеря мотивации учиться вместе.
o Конфликтные ситуации.
o Сложности с формированием доверительных отношений.
o Отсутствие поддержки в сложных жизненных ситуациях.
Таким образом, знание методов преодоления барьеров общения существенно улучшает атмосферу в группе и увеличивает шансы успешно обучаться в студенческой группе.
Цель данного мероприятия заключалась в формировании практических навыков эффективной коммуникации между студентами, обучении методикам снятия барьеров общения и повышении уровня социально-психологической компетентности.
I этап: Теоретический блок
Краткое введение в понятие «барьеры общения», классификация и примеры реальных ситуаций.
II этап: Студентам предлагалось выполнить упражнение в процессе, которого ребятам нужно было представиться и рассказать короткую историю о каком-нибудь опыте совместного решения задачи с группой друзей.
III этап: Диагностика коммуникативных барьеров
Используя «Тест оценки психологических барьеров» автора Е. П. Ермолаевой студенты с помощью педагога-психолога постарались определить, какие именно барьеры мешают лично им в общении с одногруппниками.
IV этап: на 4 этапе педагогом-психологом использовались следующие техники снятия барьеров
Участники выполняют упражнения и задания, направленные на развитие эмпатии, активного слушания, ясного выражения своих потребностей и желаний, отработку приемов разрешения конфликтных ситуаций.
Примеры упражнений:
- Игра "Перестройка" педагог-психолог называет студентам какой-то признак, а они в соответствии с ним строиться в один ряд.
o Ролевая игра «Рисунок в тишине»: практикуется грамотное выражение эмоций и чувств, проявление лидерских качеств.
o Упражнение «Два автобуса»: Студенты разбиваются на две команды. Участники выстраиваются в две шеренги друг напротив друга на расстоянии 1,5 - 2 метров. Психолог объясняет задание. «Представьте себе, что вы со своим другом находитесь в разных автобусах. Вы не слышите, друг друга, а можете только видеть. Ваша задача – не пользуюсь словами, а только жестами, передать другой команде следующую информацию: «Мы идем на концерт в шесть вечера».
V этап: Подведение итогов
Освоенные методы позволят участникам быстрее адаптироваться к новым условиям, эффективнее сотрудничать с одногруппниками, улучшать собственный эмоциональный фон и уменьшать уровень стресса. Ребята научатся самостоятельно разрешать мелкие споры и наладить дружеские отношения с товарищами по учёбе.
Применение полученных навыков позволит повысить мотивацию к обучению, увеличить успеваемость и развивать необходимые компетенции для будущей профессиональной деятельности.
Такой подход к решению проблемы значительно повысит уровень удовлетворённости процессом обучения и сделает пребывание в колледже приятным и комфортным опытом.
Материал подготовила преподаватель спец.дисциплин Рольгайзер Н.М.