Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
ГБПОУ НСО
"Новосибирский автотранспортный колледж"

Подросток

Особенности подросткового возраста

Процесс развития подростка тесно связан с возрастными особенностями, которые оказывают значительное влияние на формирование личности. Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем любой другой. В подростковом возрасте совершается переход от детства к взрослости и связан с серьезной перестройкой психики, ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности.

Психологические особенности подросткового возраста, по мнению разных исследователей, рассматриваются, как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной.  На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания.

1. Гормональная буря.  Бурное начало функционирования желез внутренней секреции (щитовидной, половой и гипофиза) отсюда гиперсексуальность и повышение интереса к противоположному полу. Новые гормоны вызывают так же резкие перемены настроения. В связи с неразвитостью сердечнососудистой системы повышается утомляемость, она может выражаться в негативных поведенческих реакциях от агрессии до полной апатии к происходящему.

2. Ведущая деятельность данного возраста – общение со сверстниками (особенно это касается первого и частично второго курса) то есть ребята приходят пока не учиться, а общаться (!). Для  следующего  возрастного  этапа  свойственно – новое отношение к обучению и оно становиться ведущей деятельностью. В этом возрасте подросток испытывает внутренний конфликт: уход от детства  и появление ответственности.

Переход из детства во взрослую жизнь. Еще не взрослый, но уже и не ребенок. Противоречие возраста – стремление получить статус и возможности взрослого, избегая взрослой ответственности.

Возникают взрослые вопросы, (например, о смысле жизни) которые  создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности;

3. Формирование мы-концепции. Борясь с  одиночеством, подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодёжные «тусовки» и формируется подростковая субкультура в противовес миру взрослых. Формируется «мы-концепция». С одной стороны, это именно то, что сплачивает группу: общие цели, интересы, задачи. С другой стороны, мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причём взаимоотношения между этими группами порой очень резкие.

4. Сознательная регуляция своих поступков, формирование самосознания

Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.
Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.
Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.

5.  Формирование логического мышления, критического отношения. В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований. Рост критичности подчас ведёт к полному негативизму. Чаще же всего этот негативизм распространяется только на конфликтные, стрессовые и эмоционально напряжённые для подростка ситуации.

Выводы: подростки реализуются  в общении с друзьями и не мыслят себя вне общения со сверстниками.  Они нуждаются в  положительной оценке своей референтной группы,  в любви и понимании родителей, близких людей, во внимании окружающих людей к себе, в самопознании. Дружба значит много: она позволяет помериться силами - физическими и духовными- с равными себе, оценить себя и других, ощутить свою индивидуальность. Подросток, как в зеркало, смотрится в оценку значимых людей, корректирует представление о себе. Поэтому оценка и положительная эмоциональная поддержка родителей и педагогов приобретают для него первостепенное значение.

Подростковый возраст представляет родителям последнюю возможность для налаживания эмоционального контакта со своим ребёнком.

Памятка для родителей

Ведущая деятельность:

Социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит:

  •  обучение;
  • общение;
  • общественно-полезная деятельность.

Центральные новообразования:

  •  абстрактное, логическое , критическое  мышление;
  •  переоценка ценностей;
  • устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые  от случайных влияний;
  • самосознание – подросток начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их, как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности.

Что происходит:

·       серьезная гормональная перестройка организма

·       формирование самосознания

·       освобождение от родительской опеки, начало взросления;

·       вхождение в группу сверстников, где появляется конкуренция и кооперация;

·       противопоставление себя взрослому обществу;

·       подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим  и его уважали;

·       подростку важно, чтобы его форма поведения не была детской;

·       подросток склонен к мечтанию и фантазированию, иногда к  полному выпадение из учебного процесса на 15-20 минут;

·       подросткам свойственно обсуждение поведения взрослых, причем не в лицеприятной форме;

Несколько правил общения с подростком:

·       Не вмешивайтесь в дела подростка, если видите, что он должен справиться сам.

·       Помогите подростку, когда он хочет вашей помощи.

·       Позвольте подростку столкнуться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия).

·       Не стесняйтесь сказать подростку о своих отрицательных переживаниях, вызванных его поведением.

·       Говорите о своих переживаниях, а не о его поведении, говорите от первого лица. ( «Я злюсь, когда…)

·       Помните, что это еще в некоторой степени ребенок, и не требуйте от него невозможного.

·       Активно слушайте и старайтесь понять эмоциональные проблемы своего ребенка, когда он делится с вами

Рекомендации специалистов:

·       помогайте подростку приобретать жизненный опыт;

·       помогайте подростку осознать свои актуальные потребности, для этого ставьте вместе с ним цели, помогающие ему достичь заветных желаний;

·       учите добиваться этих желаний;

·       помните, что подростки прислушиваются к вам только в том случае, если ваш интерес к их проблемам будет искренним;

·       действенным средством влияния на подростка является оценка его значимой группы сверстников ;

·       подростковый возраст ни в коем случае нельзя рассматривать только как подготовку к взрослой жизни, он ценен сам по себе, как и любой период человеческой жизни.